Об электронных обращениях: как правильно составить и направить
Об электронных обращениях: как правильно составить и направить
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» граждане Беларуси имеют право на обращение в организации путём подачи письменных, электронных и устных обращений.
С 1 января 2023 г. электронные обращения подается только через Государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система обращений) в сети Интернет по адресу: https://обращения.бел.
Электронные обращения, поданные другим способом, не регистрируются и не рассматриваются.
Чтобы подать электронное обращение, необходимо пройти идентификацию.
Для этого физическому лицу нужно воспользоваться:
1. Учетной записью национальной почтовой электронной системы, полученной в отделении почтовой связи.
2. Сертификатом открытого ключа либо ID-картой.
3. Логином и паролем, сформированными в процессе регистрации в системе обращений.
Алгоритм регистрации:
нужно зайти на сайт «обращения.бел», заполнить формы,
представленные в рубрике «регистрация» (указать фамилию, имя, отчество, почтовый и электронный адреса, номер мобильного телефона, логин и пароль).
После того как система обращений пришлёт на телефон проверочный код, повторно подтвердив свой логин и пароль, гражданин получает в системе обращений электронный кабинет, через который сможет направлять обращения как с компьютера, так и с мобильного телефона.
Объем указываемых заявителем сведений соответствует объему данных, которые должно содержать электронное обращение.
Предполагается, что идентификация позволит избежать ситуаций с указанием недостоверных данных при подаче электронного обращения.
Процедура идентификации юридических лиц предусматривает использование только сертификата открытого ключа либо ID-карты, принадлежащей руководителю или лицу, уполномоченному подписывать обращения.
После входа в систему обращений заявитель сможет подать электронное обращение. Его текст должен быть читаемым, на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Суть обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурс.
Если электронное обращение подает представитель заявителя, нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде.
Обратите внимание! При несоблюдении обязательных требований электронное обращение оставят без рассмотрения.
Ряд полей обращения заполняется при помощи справочников путем выбора подходящих значений, что значительно упрощает процедуру. Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются также через систему обращений. Исключение сделают, если заявитель в электронном обращении попросит направить письменный ответ.
При этом в системе можно настроить дополнительные способы оповещения о результатах рассмотрения, например путем СМС или оповещения на электронную почту.
При работе в системе обращений гражданам надо учитывать ряд обстоятельств и правил:
1. Система обращений предназначена для подачи обращений, рассматриваемых в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Если ваш вопрос подлежит рассмотрению в рамках административного процесса, гражданского, хозяйственно-процессуального или уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных процедурах, обращения работника к нанимателю, то ответы на эти вопросы через данную систему направляться не будут.
2. Нельзя направить через систему обращений свои претензии в адрес индивидуальных предпринимателей, поскольку на данном сервисе аккредитованы только юридические лица государственной формы собственности (от сельского детского дошкольного учреждения до Администрации Президента Республики Беларусь). К индивидуальным предпринимателям следует обращаться путём внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
3. Гражданин при направлении обращения через систему обращений выбирает из списка ту организацию, от которой хочет получить ответ. Если обращение будет направлено не по компетенции, то в течение 5 рабочих дней оно либо вернется обратно с разъяснением о том, куда следует обратиться, либо сразу будет перенаправлено в другую инстанцию с уведомлением заявителя через личный кабинет. В данном случае срок рассмотрения обращения может увеличиться.
Если есть сомнения по поводу адресата, рекомендуется обратиться к Указу Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан» (далее – Указ № 498), которым утверждён Перечень государственных организаций, ответственных за рассмотрение по существу обращений в отдельных сферах жизнедеятельности населения.
4.Согласно п.1 Указа №498 обращения граждан независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях.
Если минуя местные органы гражданин обратился в вышестоящую инстанцию (бывает одновременно сразу в несколько областных и республиканских инстанций) при отсутствии в системе обращений информации о рассмотрении вопроса на местном уровне обращение будет переадресовано обратно на местный уровень. А уже обжаловать ответ местного органа на обращение можно и в вышестоящую инстанцию. При несогласии с решением вышестоящей инстанции гражданин может обратиться в суд.
Данные требования законодательства позволяют более рационально использовать государственные ресурсы при рассмотрении обращений, особенно в случаях злоупотребления гражданами своим правом на обращения.