Статья РИК Новое Лицензиров.
Новое в законодательстве о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности
Витебское областное управление Госпромнадзора обращает Ваше внимание на то, что 20 октября 2022 года на Национальном правовом Интернет портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон).
Необходимо отметить, что Основные положения Закона вступили в силу с 1 января 2023 г.
Новый Закон одновременно с принятыми изменениями и дополнениями сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», обеспечивает преемствен- ность базовых принципов лицензирования, системно и комплексно регулирует всю сферу лицензирования.
Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования.
В частности, Законом закрепляется переход на электронное лицензирова- ние через создание Единого цифрового реестра лицензий, содержащего информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении.
При этом вместо термина специальное разрешение (лицензия) вводится термин «лицензия».
Конкретизированы последствия реорганизации лицензиата – юридическо- го лица в случаях преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения.
Необходимо обратить внимание на условия, касающиеся деятельности в области промышленной безопасности:
- упразднен упрощенный порядок лицензирования, практика, применения которого показала, что данный порядок для большинства воспользовавшихся им лицензиатов сопряжен со значительными финансовыми и репутационными рисками ввиду изначально необъективной оценки этими лицензиатами соответствия своих возможностей лицензионным требованиям и условиям;
- из числа работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, исключены работы (услуги) по проектированию (разработке технологического раздела) котельных, что позволяет избежать двойного регулирования в данной области;
- приложением 2 к Закону определен Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг в отношении которых подлежат лицензированию, позволяющий систематизировать, а в отдельных случаях оптимизировать перечень потенциально опасных объектов и технических устройств, подлежащих указанию в лицензии, и упростить для соискателей лицензии и лицензиатов подготовку заявления при обращении за получением лицензии, внесением в нее изменений;
Например: не подлежат лицензированию работы (услуги) по проектированию большинства технических устройств и потенциально опасных объектов; избирательно лицензируются работы (услуги) по монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств; оптимизирован перечень технических устройств оборудования, работающего под избыточным давлением, объектов по добыче и обогащению полезных ископаемых, объектов металлургического, прокатного и литейного производства, объектов газораспределительной системы и газопотребления и пр.
- конкретизированы долицензионные и лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам;
Например: долицензионное требование о наличии в штате работников теперь сформулировано следующим образом «наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям», что позволяет соискателям лицензии и лицензиатам объективнее оценивать количество необходимых для выполнения тех или иных заявленных к лицензированию работ (услуг) работников при подготовке к прохождению экспертизы соответствия.
К числу лицензионных требований отнесено функционирование системы контроля за качеством осуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, а не ее формальное наличие.
- увеличен с двух до трех лет срок представления заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона).
В рамках реализации Закона разработаны постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля», от 14 декабря 2022 г. № 76 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в области промышленной безопасности», на рассмотрении Правительства находится проект нормативного правового акта, которым определяются порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, а также форма и порядок выдачи подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе.
С более подробной информацией о нововведениях в сфере лицензирова- ния деятельности в области промышленной безопасности Вы сможете ознакомиться в январском номере журнала «Промышленная безопасность» и на официальном сайте «Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.